Est modvs in rebvs
The Beast: В ожидании испытания.
Думаю, многие видели этот скандальный пост. Для тех, кто не видел, излагаю вкратце. Патриарх прислал в Третьяковку письмо с просьбой выдать на три дня Троицу работы Рублева для праздничного богослужения в Троице-Сергиевой Лавре. Упомянул «ожидающие нас испытания», от которых молебен может нас оградить. Руководство Третьяковки в лице директора и главного хранителя отреагировало на просьбу с бешеным энтузиазмом. Таким бешеным, что один из сотрудников отдела древнерусской живописи ГТГ сорвался и написал тот самый пост.

Дальше – понеслось. Сразу во множестве блогов вспыхнули дискуссии, оценивать уровень которых даже как-то стыдно. А местами и противно. Отмечу лишь, что некоторые верующие, а в особенности священники, проявили должное понимание проблемы и глубокую мудрость.

Но было таковых до обидного мало.

Аргументы стороны обвинения выглядели стандартно:
- Отдайте нам наше;
- Чего вы боитесь, она же будет в стекле, никто ее не обслюнявит;
- Вон Владимирская ездила, и ничего, а Донская каждый год ездит, и ничего;
- Кстати, Троицу недавно возили на Крымский вал – и хоть бы хны;
- [чумовые аргументы] Троица такая ветхая потому что вы с ней плохо обращались; моя знакомая работает в Третьяковке и говорит, что там запасники (sic!) канализация залила; да вообще в музеях все разворовывается; а наши церковные реставраторы вообще лучше галерейских, потому что только с иконами работают [а отдел научной реставрации древнерусской живописи ГТГ, видимо, пьет водку, играет на балалайках и дрессирует медведей]; короче – отдайте!

Я не люблю мифов, вы знаете. Для начала я поговорил с человеком, который всю жизнь посвятил иконам в Третьяковке, и лично в смутные дни 1993-го возил Владимирскую Богоматерь на «антикризисное богослужение» в Елоховский собор. Собственно, по итогам разговора с ним я кое-что вчера в разных блогах комментил.

Сегодня, для сверки данных, я позвонил в галерею, чтобы пообщаться с людьми званием пониже, зато к самой Троице поближе. Краткое резюме телефонного разговора и пара слов от меня – под катом. Загляните и не говорите потом, что не видели. Я сделал все от меня зависящее, чтобы вы знали о Троице и ситуации вокруг нее как можно больше. И теперь умываю руки, дальше вы уж сами.


*****
- Повредит ли перевозка? Есть мнение, что одну-то перевозку Троица выдержит.

- На мой взгляд, и одна повредит. Гляди, какая ситуация. Сейчас икона стабильна. Но в ней трещины. До 30-х годов считалось, что там есть вообще отдельная узкая доска, потом выяснили, что трещины. И этот кусок живет своей жизнью. После последней перевозки Троицу пришлось укреплять. И что будет дальше, предсказать не может никто. Главное, мы не можем гарантировать, что она не разъедется уже всерьез.

(Доски склеены восковой мастикой, она не пластифицируется, т.е. удержать икону от распада на составные части может, но от деформации и связанного с этим растрескивания лакокрасочного слоя – нет. О.Д.)

- Это когда ее возили на Крымский? А зачем возили-то, если кусок доски «гуляет»?

- Во-первых, это недалеко. Во-вторых, нашего мнения никто не спрашивал. То есть мы возмутились, конечно. Все были против. Но без толку. Начальство сказало, что везти можно и нужно.

- И что произошло?

- Да этот самый кусок и сместился. Будь икона 16-17 века, могли бы и проморгать, и тогда она через какое-то время треснула бы. Но когда такой памятник, за ним следят пристально. Посмотрели – а он «поехал». К счастью, лакокрасочный слой удержался, но доску пришлось укреплять.

- «Капсула» для Троицы есть, или ее нет?

- «Капсула» заказана, тем же, кто делал их для Владимирской и Донской. Но они сами в легком замешательстве. Другой размер иконы, и не совсем понятно, как ее внутри крепить, как демпфировать, Троица ведь гораздо более ветхая, чем Богоматери, с этим всем придется разбираться. Как везти ее, как перегружать - тоже вопрос.

- Допустим, Троица доехала до Лавры. Какие проблемы, она же будет в «капсуле»?

- Понимаешь, мы сейчас контролируем влажность, температуру, освещенность, но есть тонкости, за которыми не проследишь, и которых в Лавре будет полным-полно. В первую очередь, другой состав воздуха. То, что он повлияет – это к бабке не ходи. Как повлияет – поведет ли доску «винтом», или будет вспучивание, никто не знает.

(Герметичность экспозиционных саркофагов и транспортных "капсул" - расхожий и в данном случае вредный журналистский штамп. Это просто системы с контролируемым микроклиматом. Делать герметичный саркофаг имеет смысл, если закачивать туда аргон (так хранят "туринскую плащаницу"). Задачи наших саркофагов другие. Первое: защита от механических повреждений. Второе: защита от перегрева (внешнее стекло саркофага Владимирской Богоматери во время торжественных богослужений нагревается до 20 градусов выше температуры по храму от одних только поцелуев верующих)- О.Д.)

- Многие ссылаются на Владимирскую. Мол она ездила, и ничего. А я вчера слышал, с ней что-то было. Разве было? Я же помню, ее после перевозки отец смотрел.

- Да, твой папа ее смотрел и ничего не нашел. А с ней и не произошло ничего в первый раз. Ее же два раза возили. И вот после второй перевозки она вспучилась в нескольких местах. Там было вспучивание грунта. Мы ее положили, и она лежала полгода, ее никто не трогал вообще, ждали, что будет. Доска постепенно набрала нужную форму, лакокрасочный слой немного растянулся и сел на место. С тех пор ее стараются не трогать в принципе.

- Нерсесян пишет, будто Родионов сказал: «Если мы сейчас не дадим Троицу на три дня, ее у нас вообще заберут». Но есть мнение, что Родионов напрасно создает прецедент – один раз дали, потом каждый год будете давать.

- Это всё не имет значения, это всё полная чушь. И все это прекрасно понимают. Неважно, дадим мы Троицу в Лавру на три дня, или не дадим. Просто пока еще по ней нет окончательного решения. Все этого решения ждут и страшно боятся – и мы, и «кремль», и все вообще. Как только будет принято решение наверху, у нас ее просто отнимут. И конец. И тогда начнется… Выметут подчистую все музеи, ничего не останется.

Думаешь, у нас одна Троица такая? Ты про Дмитровский Крест слышал, который у нас в экспозиции стоит? Он двенадцатого века, и его просто на помойку выкинули по причине ветхости. Наши его подобрали, привели в порядок, а теперь эти из Дмитрова кричат: «Верните Церкви ее достояние!». Какое достояние, вы же его выбросили! И куда мы его вернем, он труха чистая, этот крест, ему каюк настанет тут же.

- Еще о Троице. Как принималось решение от галереи?

- У нас было две репетиции расширенного ученого совета. Ре-пе-ти-ци-и. Собрались все, доложили сначала об истории реставрации Троицы, потом о нынешнем состоянии, пришли к общему выводу, что трогать ее опасно. Но начальство сказало, что у них другое мнение, и гасило любые возражения. В общем, дало понять, чего ждет на настоящем совете. И представь, когда уже собрался расширенный ученый совет – сто человек народу, включая искусствоведов, у которых есть церковный сан – каково же было изумление начальства, когда все галерейские хором, даже те, которые не всегда с нашими инициативами согласны, заявили: не трогать! Но и тут их задавили всех. Сказали: как решим, так и будет.

Вот так. А это ведь единственая икона, о которой можно сказать однозначно, что там Рублев. Другой вопрос, сколько его именно осталось после всех записей и расчисток, но доска его точно. Другие-то это Рублев достаточно условный, возможно и «круг Рублева», «школа Рублева», не факт, что именно сам Рублев. А вот Троица – его, факт.


*****

Теперь пара слов от меня.

Рублевской Троице не повезло. За свою историю в полтысячелетия она перенесла столько, сколько икона выдержать просто не должна. Включая неумелые попытки реставрации. Если вы думаете, будто просто «художник» может что-то успешно реставрировать, то ошибаетесь – реставрационные техники и технологии отличаются от живописных. Основная проблема Троицы на сегодня – проблема доски. К сожалению, методика замены доски была разработана и обкатана слишком поздно, в 1980-е, а Троицу следовало «дублировать» еще лет за сто до того, сейчас уже поздно. Лакокрасочный слой при попытке пересадить его на другу доску скорее всего рассыпется в мелкое крошево. Все, что могут сделать реставраторы сейчас реально – обеспечить уникальной иконе столь же уникальный режим сохранности.

Рублевской Троице повезло. Волею судеб именно при большевиках-иконоборцах вышло так, что икона не вернулась в храм, где однозначно разрушилась бы, а спокойно дожила до наших дней. Она под защитой ЮНЕСКО, между прочим, хотя что ей та защита. Так или иначе, общепризнанно лучшее в мире художественное отображение образа Троицы сохранено в России, существует, как материальный объект, и мы можем лицезреть его воочию.

Но Троица попала в переплет. Ее насильно вырвали из церковного дискурса и впихнули в дискурс светский, общегражданский. И постепенно из церковного атрибута она превратилась в один из символов национальной идентичности русских, пожалуй, более мощный, чем Владимирская Богоматерь, которая остается «иконой N1» на Руси, и потому менее значима для агностиков и атеистов. Более мощный, чем московский Кремль, в котором вечно сидит какая-то мразота... Для основной массы наших сограждан – тех, кто вообще знает о ее существовании, конечно, - Троица в первую очередь очень сильное произведение изобразительного искусства. Нечто свое, родное, близкое всем без разбору.

Троица - общая и одна на всех, как Гагарин, как День Победы, как, простите за пафос, Родина.

Это не нарочно получилось, просто так вышло.

В ближайшее время нас всех поставят перед выбором – что делать, если третьяковская геронтократия решила прогнуться перед Кремлем и РПЦ за счет Троицы. Возможно, икона мирового значения – пешка в аппаратной игре бывших комсомольцев с бывшими коммунистами, правил которой мы не знаем и не узнаем никогда. Важно лишь то, что Троицу с большой вероятностью ждет гибель. Со слишком большой вероятностью. Она прожила 500 лет, теперь счет пойдет на десятки. Вот представьте, вам 50, и кто-то решил, что хватит с вас – и счет пошел на годы...

Готовы ли мы все к тому, что жертвой во имя «России, поднимающейся с колен» станет разрушение Троицы, каковое случится еще при жизни многих из нас?

У меня нет ответа.

С этими словами я поворачиваюсь и ухожу работать. Хватит, повеселились, пора и честь знать.



читать дальше

Источник: beauty-n-beast.livejournal.com/172648.html

Комментарии
21.11.2008 в 14:48

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
я даже поплакала чуть чуть пока читала
ну что такое то..(
21.11.2008 в 14:49

Est modvs in rebvs
Leella
Я тоже сильно переживаю, прям как за родную.
21.11.2008 в 14:51

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
Kianit ага(
не могу понять как можно быть такими дебилами
а если она развалится у них прямо в лавре? что они сделают? скажут "упс" ?
21.11.2008 в 14:55

Est modvs in rebvs
Leella
Я, честно говоря, просто в состоянии шока... Главное, даже начальство ТГ готово ее отдать.
21.11.2008 в 15:05

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
Kianit меня это просто удивляет потому что мне непонятно. Если человеку говорят - это брать нельзя, оно сейчас взорвется - он же не трогает.
Просто должно же быть банальное понимание ситуации.
21.11.2008 в 15:09

Est modvs in rebvs
Leella
Трогают) У меня один знакомый, в походе, гранату подобрал на поле и решил взять ее с собой...
21.11.2008 в 15:13

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
Kianit блин, ну дурачок, что тут скажешь.
но все же "Троица" это ж не фигня, которую в поле подобрали.
21.11.2008 в 15:15

Est modvs in rebvs
Leella
Хорошо еще, что есть те, кто готов вступиться за икону. Потому что единственное, что можем сделать в этой ситуации мы, - распространить информацию, чтобы об этом знало как можно больше людей.
21.11.2008 в 15:23

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
Это точно, тааак бесит бессилие..
21.11.2008 в 15:27

Est modvs in rebvs
Leella
Уже не в первый раз, да.
21.11.2008 в 15:29

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
Kianit, последний раз со мной такое было, когда в Осетии творился этот кошмар
21.11.2008 в 15:38

Est modvs in rebvs
Leella
О да, именно.
21.11.2008 в 16:37

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
когда говорят "бардак в стране", обычно шутят. но тут, со всей серьезностью, бардак. чорт.
21.11.2008 в 16:48

видете ли ) Если развалится - значит, на то воля Божья.
а если не развалится - тоже воля Божья, а вовсе не заслуга реставраторов и лично т-ща Нерсесяна.
Просто параллельные миры у людей. Но это не значит, что параллельный мир - мир идиотов. Давайте это... того... взаимопонимания побольше. А то передерутся насмерть - за икону-то. Первый раз, что ли. Ну т.е. кто-то - за искусство, кто-то - за веру, все ж идейные, не сказать - фанатичные...
я, сбснно, ничего, я за гуманизЬм.
21.11.2008 в 16:50

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
пестерева
не ну Божья воля это понятно, да. Это можно все в мире этим оправдать.
Я человек верующий, н оможно быть просто верующим,а можно быть фанатиком.
21.11.2008 в 16:56

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
ИМХО говоря о воле Божей, возможно она в том, что икона дожила до наших дней, благодаря труду рестовраторов и в том числе серии случайностей, которые не выпали, к сожалению, на долю других икон. На Бога надейся, а сам не плошай, как говорят. А то будет как в анекдоте:
Наводнение, Мойша стоит на крыше дома, молится. К нему подплывает лодка:
- Мойша, залезай!
- Нет, Бог меня спасет!
И так три раза. Мойша утоп, попал на небо, и обращается к Богу:
- Что ж ты не спас меня, я ведь молился...
- Дурак, я присылал тебе три лодки!
21.11.2008 в 16:57

Est modvs in rebvs
SunnyChild
Да.
пестерева
Хорошо бы, чтобы икона в процессе драки не пострадала. Собственно говоря, именно это и волнует тех, кто согласен с этим постом.
21.11.2008 в 17:00

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
SunnyChild Наводнение, Мойша стоит на крыше дома, молится. К нему подплывает лодка: - Мойша, залезай! - Нет, Бог меня спасет! И так три раза. Мойша утоп, попал на небо, и обращается к Богу: - Что ж ты не спас меня, я ведь молился... - Дурак, я присылал тебе три лодки!
:hlop:
21.11.2008 в 23:08

Слово - не воробей. Но нагадить вполне способно... // *Кена (Феарн-Руис). Временно не =)
не ну Божья воля это понятно, да. Это можно все в мире этим оправдать.
Я человек верующий, но можно быть просто верующим,а можно быть фанатиком

Так же имхо, но по-моему тут вопрос веры ни при чем. Церковь и вера - вещи разные. Вера сокровенна, а церковь (не обязательно христианская) - институт, извлекающий определенную пользу при помощи пропоганды этой самой веры.
Это не значит, что среди священнослужителей искренне верующих нет, просто во главе "фирмы" обычно по-любому должен стоять матерый управленец, возможно и не сильно верующий на самом деле. Иначе структура развалится.

В данный момент церкви для чего-то "кровь из носа" понадобилась Троица. Для чего именно - доказать ли, что она - церковь - хочет и может бороться за "экспроприированные" реликвии, "подхлестнуть" ли на что-то верующих, которые на икону живьем в храме придут поглядеть, или по какой-то причине банально сгубить эту конкретную икону (или репутацию реставраторов) - кто знает. Но для чего-то им это нужно. И добиваться они этого будут, а "развалиццо или нет - там будем посмотреть".
Если развалится - будет не воля Божья, а, скорее всего, обвинение в адрес все тех же реставраторов, что, мол: "Потому и не давали, что на самом деле сами убили, а признаваться не хотели".
А не развалится - как раз Воля Божья: "Мы же говорили, что Бог приглядит!"

Что касается начальства третьяковского, его тоже понять можно: не дай - уволят, причем со свистом, т.е. работу по специальности найти удастся вряд ли. А так - а вдруг пронесет и Бог действительно помилует? А не пронесет, можно будет сказать: "Мы предупреждали и были вынуждены согласиться под давлением".

По-хорошему, выход вроде как есть (чисто с моей точки зрения, как не специалиста), только денег потребует много. Можно при Третьяковке ли, или отдельно место выбрав, построить часовню \ небольшую церковь именно для Троицы. С необходимыми условиями хранения и обязательным сотрудником музея, который будет следить за сохранностью иконы.
Это был бы вариант для обеих сторон решить дело миром. А верующие, те, что не совсем фанатики, полагаю все поймут и так.
--------------------------
Надеюсь, никто не поймет мои слова превратно и не обидится.
21.11.2008 в 23:17

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
Феарн-Руис да это все понятно
бесит то, что ничего не сделаешь
все это разговоры в пользу бедных, увы
21.11.2008 в 23:23

Слово - не воробей. Но нагадить вполне способно... // *Кена (Феарн-Руис). Временно не =)
Leella, ну, я оптимист на самом деле. Стараюсь по крайней мере. Очень надеюсь, что в данный раз силы Разума победят-таки силы Добра )
Опять же - шум по сети какой-никакой поднялся, глядишь подействует.
21.11.2008 в 23:25

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
Феарн-Руис ну для меня разум и добро почти равнозначны в данной ситуации)
22.11.2008 в 00:22

Слово - не воробей. Но нагадить вполне способно... // *Кена (Феарн-Руис). Временно не =)
Leella, ну, тогда будем надеяться, что силы Разума победят, и в итоге получится Добро (не то, что с кулаками или еще в каких вариантах, а настоящее, от которого на душе светло) =)
22.11.2008 в 00:42

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
Феарн-Руис аминь )
22.11.2008 в 12:41

Oh, man is a giddy thing.
Что касается руководства ГТГ - тут как раз все в порядке. руководство руководствуется (каламбур) чаще не интересами коллекций, а увы - интересами господ свыше. я близко знакома с экс-директором музея, в котором до последнего момента работала, так что знаю, что говорю. потом, есть какой-то рудиментальный страх: не дадим, всем каюк. уж не знаю, какой каюк. Даже если в Соловки сошлют, то теперь уж точно только на богомолье.

есть еще один неприятный момент: патриархия в лице разного рода пресс-секретарей опять покатила бочку на музейщиков. мол де, где вы были, когда в начале Сов. власти иконы жгли. мы ему сказали на Музеях России, где были. боюсь, он не поверил.