Est modvs in rebvs
Печальные новости из Третьяковской галереи
Ну, вот – можно считать, что давнишний самосвал выехал мне навстречу во всей своей красе. И поскольку проснуться никак не удастся, придется мне, наконец, обвязаться гранатами и выйти на тропу войны.
В принципе, я мог сделать это уже давно, поскольку давно уже был в курсе того, какой именно самосвал на нас надвигается. Удерживали меня от того, чтобы уйти в полный штопор, всего лишь несколько предрассудков, из которых главным была так называемая корпоративная этика – предполагающая, в частности, поддержку своих коллег, сопряженную с некоторым смирением, уважение к чужому мнению (предполагающее, что у всех у нас одна цель, к которой можно идти разными путями), терпимость, сдержанность и всяческое «невынесение сора из избы». Но после того, как в понедельник моё высокое начальство в лице директора и главного хранителя обломало эту этику об колено и попыталось манипулировать (без всякого, впрочем, успеха) группой людей, в десятки раз умнее, достойнее и благороднее него, я считаю себя свободным от всяких корпоративных обязательств – по крайней мере, перед Третьяковской галереей. И выхожу, как я уже сказал, на тропу войны.
Итак, речь идет о том, чтобы икона «Троица» преподобного Андрея Рублева была на три дня «отпущена» на праздничное богослужение на место своей прежней «прописки» - в Троице-Сергиеву лавру. Никаких официальных распоряжений (вроде приказа министра культуры) на этот счет пока не поступало, и в настоящее время мы имеем лишь кроткое письмо от Патриарха с трогательной просьбой уважить чувства верующих и с прибавлением какого-то невнятного лепета об ожидающих нас испытаниях, от которых сие мероприятие вроде бы должно нас оградить (это он про кризис, что ли?). При этом совершенно очевидно, что опытный функционер такого ранга никаких писем никому писать не стал бы, если бы не имел мощной поддержки «за спиной» и полной уверенности в успехе всего предприятия.
Про мощную поддержку начальство Третьяковской галереи, по-видимому, знало с самого начала – и, обливаясь холодным потом, кинулось, с одной стороны, заказывать супер-ящики для перевозки и хранения иконы, а, с другой – орать побелевшими от ужаса губами на всех, кто хотел на это что-то возразить. Главный и единственный аргумент галерейского начальства – «если вы сейчас будете рыпаться, то у вас её заберут навсегда и без всякого ящика» (от себя могу прибавить, что про «заберут навсегда» - это еще бабушка надвое сказала, а вот в том, что при малейшей попытке сопротивления это самое начальство мгновенно уволят – сомневаться не приходится).
Для тех, кто не понимает, о чем именно идет речь, – поясню. Речь идет о произведении со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности. О произведении, которое уже пережило несколько варварских поновлений и реставраций. О расходящихся досках, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений. О разновременных красочных слоях, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности – и, соответственно, раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом. О произведении, сохранить которое на более или менее длительное время можно только одним способом – НЕ ТРОГАТЬ и ДУТЬ ТЕПЛЫМ ВОЗДУХОМ СОХРАНЯТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ И ВЛАЖНОСТЬ.
Которое при этом – так уж исторически сложилось – является самым знаменитым памятником русского искусства и самым употребительным символом русской духовной культуры.
И если мы, беспрекословно повинуясь чьему-то идиотскому капризу, повезем эту икону за семьдесят километров туда и обратно, поместим в тесном соборе, где горят сотни свечей и где толпы благочестивых паломников кинуться к ней «прикладываться», гарантий ее сохранности никто дать не сможет. Никаких. В чем предполагаемый создатель «чудо-ящика» признался честно и нелицемерно всей потрясенной научной общественности.
К этому можно прибавить ещё одно немаловажное обстоятельство. Ставшее традиционным противостояние музеев и церкви в этой ситуации почти не при чем. Думаю, что большинство представителей РПЦ, понимают, что «Троицу» надо сохранить – хотя бы для следующего поколения (за исключением особо бессовестных и отвязных «идеологов», которые любят повторять, что она «сохранит себя сама»). И даже представители Лавры, которые присутствовали на нашем реставрационном совете, в конце концов, произнесли нечто вроде «ну, раз уж совсем невозможно, тогда, наверное, не надо...» (правда, в кулуарах, а не с трибуны).
Речь – повторяю! – о бессмысленном капризе того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем «исторической справедливости». И имеет неограниченные возможности для удовлетворения своих капризов. А еще – о трусливом и преступном галерейском начальстве, которое не готово защитить то сокровище, которое, волею судеб, оказалось в его распоряжении.
Чего я хочу от вас в связи с этим, друзья мои?
Во-первых, я хочу, чтобы вы об этом знали.
Во-вторых, я хочу, чтоб об это знало как можно большее количество людей – чтобы если это преступление и будет совершено, его бы не совершили «тихо» и «незаметно». Поэтому я вас очень прошу дать на этот текст как можно больше ссылок – от троллей я отобьюсь – не в первый раз, в конце концов.
И, наконец, я обращаюсь к не трусливым и не ангажированным представителям средств массовой информации (такие ведь у нас ещё остались, правда?). Я готов ответить на ЛЮБЫЕ ваши вопросы и дать любые интервью любым изданиям, которые в них заинтересованы.
Старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ
Левон Нерсесян
(Источник: users.livejournal.com/_corso_/135956.html?view=...)

И еще пост, который мне понравился

А вы думали, про что я?
Конечно, про Троицу.


читать дальше

Комментарии
20.11.2008 в 13:22

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
Мне тоже понравился именно этот комментарий. А так - 80% безумного говна какого-то.
Ужасно жалко икону, я не могу сказать. что я фанатичный христианин, но я крещеная и для меня это все же что-то значит
и даже если воспринимать Троицу только как ценный музейный экспонат.. елки палки, ну это же наша история.. нельзя вот так - раз - и не думая гробить все(
20.11.2008 в 13:23

Панк (от англ.punk) - разумное, доброе, вечное (с)/ Ушел в Эребор
гммммм....как православный промолчу...ибо все равно, что не скажу за все выгребу)))))))
но имею собственное мнение на сей счет....вооот...просто не хочу его обсуждать, ибо оно не измениться , а доказывать свои убеждения я не люблю))
20.11.2008 в 13:27

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
Шут обыкновенный не выгребешь, тут все свои)
20.11.2008 в 13:32

Est modvs in rebvs
Мнение высказывать можно сколько угодно) И даже спорить, только вежливо. Я свое мнение выразила репостом этих двух постов, под которыми готова подписаться. Со всем уважением к вере других людей. А Нерсесян, кстати, помимо всего прочего, является главным редактором книг по искусству одного из православных издательств.
20.11.2008 в 13:33

Панк (от англ.punk) - разумное, доброе, вечное (с)/ Ушел в Эребор
Leella
я просто считаю, что икона живет молитвой. Если перед иконой не молятся, она умирает. Я верю в чудеса, я верю, что Господь не попустит гибели иконы, вооот. Это для своих))

*После этого Шут занял Мега-оборонительную позу, если будут кидать тапками - я тоже чем нить кину...тяжелым.
20.11.2008 в 13:38

Est modvs in rebvs
Шут обыкновенный
Я уважаю твою позицию, только почему же Господь допустил гибель стольких других бесценных икон?
А если уж вспомнить период иконоборчества в Византии... И костры из священных изображений.
Булгаков писал, что "рукописи не горят". Вранье это, горят, и еще как. И рукописи, и картины, и скульпутры, и фрески - руки человека могут уничтожить все. История нам это демонстрирует со всей очевидностью.
20.11.2008 в 13:43

Панк (от англ.punk) - разумное, доброе, вечное (с)/ Ушел в Эребор
Kianit
я не спорю на сию тему,...я это написал выше, потому ко мне фактами из периода иконоборчества, с которыми я знаком прекрасно, бесполезно взывать. Я сказал мнение и точка, именно потому как я ожидал,что последует за его высказыванием, хотел промолчать, да бес попутал.
посему откланиваюсь нижайше. Ваш Шут
20.11.2008 в 14:32

Нет, вы не правы. У меня нет мании величия. Великие люди ей не страдают.
Шут обыкновенный
Мне бы тоже хотелось в это верить.. Но боюсь, реальность такова, что Троица уже просто разваливается.
А чудес что-то последнее время в мире не наблюдается..
20.11.2008 в 17:32

Kianit
по-моему, это квинтэссенция нашей обычной безответственности. никак себя не изживет.
что икона при этом выживет - как-то не верится..
20.11.2008 в 17:36

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
Leella может это будет первое чудо? Уж очень историческая икона...

А вообще раздражает самоуверенность инициаторов действа, из серии "А давайте Пьету поставим на улице, чтобы люди к искусству приобщались!". Если бы обличенные саном лица действительно заботились об иконе, то сами в первую очережь занимались бы ящиками и иными мерами предосторожности. А не спихивали это на музейных работников, зажав их во временнЫе рамки.
ИМХО.
20.11.2008 в 17:38

SunnyChild
Если бы обличенные саном лица действительно заботились об иконе, то сами в первую очережь занимались бы ящиками и иными мерами предосторожности.
имхо, в каком бы ящике ее не понесли - и пусть даже в руках - все равно повреждения неизбежны, раз она в таком состоянии.
20.11.2008 в 17:45

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
Ardes о повреждениях даже упоминать страшно, я лично не предствляю себе такой ящик, в таком случпе его должна сопровождать целая гора измерительной и климат-контролирующей аппаратуры, недешевое удовольствие, да и не за день делается.
Я больше говорю об отношении. Насколько священникам должно быть все равно, чтобы не озаботиться даже такой попыткой, имитацией попытки хоть что-то сделать?(
20.11.2008 в 17:47

Est modvs in rebvs
Ardes
Я надеюсь, что ее все-таки никуда не увезут. На самом деле, я согласна полностью, что на иконы нужно молиться, в этом их предназначение. Но только не в том случае, когда бесценная икона разваливается на части. Поместили бы ее действительно в храм при Третьяковке. Хотя там, возможно, условия не те. Да и вообще храм... очень пафосный.
SunnyChild
Если бы они заботились о ее сохранности, как и о сохранности многих других произведений искусства (это ведь не единственный случай, просто на этот раз речь идет о всемирно известной иконе), то они бы ее не трогали. И многие, кстати, прекрасно это понимают, в том числе мои знакомы священники, например.
20.11.2008 в 17:51

SunnyChild
это да..

Kianit
ну, может быть, если бы были созданы постоянные идеальные для нее условия в каком-то из храмов..
20.11.2008 в 17:52

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
Kianit интересно, а могут ли те кто хочет помолиться именно на эту конктерную икону, не могут ли эти сделать это в музее? Конечно это совсем не то. что в храме, но мысленно попросить у святых или шепнуть им молитву никто мешать не будет, да и вроде как считается, что вера не критично зависит от места.
...В порядке рассуждения...
Не понимаю, чего они хотят добиться, вытаскивая Троицу в храм? Что это реально даст?
20.11.2008 в 20:31

Est modvs in rebvs
Ardes
Да, но это нереально, к сожалению. А многие из таких возвращенных церкви святынь, не такого масштаба, как Троица, так и продолжают мирно разрушаться из-за отсутствия надлежащих условий. Очень жаль.
SunnyChild
Да можно, конечно, хотя в подвале Третьяковке молиться не очень удобно - но я видела там таких людей неоднократно.
Духовный подъем это даст и общий катарсис, видимо. И кому-то из церковных функционеров лишний плюсик.
20.11.2008 в 20:33

светит, но не греет
Kianit
"рукописи не горят". Вранье это, горят, и еще как. И рукописи, и картины, и скульпутры, и фрески - руки человека могут уничтожить все.
Подпишусь под каждым словом!
Я понимаю, что не с моей родословной вставать на защиту русских православных святынь, но для меня это в первую очередь произведение искусства, которое я планирую когда-нибудь показать моим внукам.
И ещё: надеюсь ответственные товарищи отдают себе отчёт в том, какую невероятную материальную ценность представляет собой эта икона? В рублях, долларах и даже тугриках. И что обеспечить её безопасность в процессе транспортировки и там в Лавре в условиях российской действительности практически невозможно.
И согласна с SunnyChild, верующему человеку должно быть всё равно, где молиться на любимую икону, но "прикладываться" - это уже из области особенностей национального вероисповедания.
20.11.2008 в 20:43

Est modvs in rebvs
perpetuum
На самом деле, я не специалист в хранении и реставрации музейных ценностей. Но я доверю Левону Вазгеновичу в этом плане - если он говорит, что икону нельзя переправить в сохранности, значит, так оно и есть. Не стал бы человек рисковать своим именем и работой, чтобы просто поднять панику.
Конечно, к самой иконе прикладываться никто не будет, но даже если к стеклянному ящику... Короче, неясна мне ситуация, когда даже многие верующие и священники говорят, что икону трогать не стоит, кто-то все равно готов настоять на своем. Какой же бред.
20.11.2008 в 22:25

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
perpetuum ещё: надеюсь ответственные товарищи отдают себе отчёт в том, какую невероятную материальную ценность представляет собой эта икона? В рублях, долларах и даже тугриках. И что обеспечить её безопасность в процессе транспортировки и там в Лавре в условиях российской действительности практически невозможно.
мне кажется, что здесь дело не в святости иконы, и даже не в том, чтобы вернуть ее в храм. Просто кто-то (не будем тыкать пальцами) хочет самоутвердиться и показать свою власть, мол захочу - и оригинал Троицы из подвала вытащат и привезут! вот так вот. имхо. иначе не понимаю зачем.
20.11.2008 в 23:12

светит, но не греет
SunnyChild
Просто кто-то (не будем тыкать пальцами)
Ой, ткните пожалуйста пальцем, сами мы не местные. Или кивните два раза смайликом, если это ваш президент такой набожный. :о) Больше мне никто, облачённый достаточной для такой акции властью, в голову не приходит.

Kianit
Господину Нерсесяну - моё глубочайшее уважение за активную позицию, за то, что несмотря ни на что, ему не всё равно, что станет с одним из его экспонатов.
20.11.2008 в 23:15

Est modvs in rebvs
perpetuum
Я не знаю, о ком конкретно идет речь... Это кто-то из церковного начальства со связями.
Господину Нерсесяну - моё глубочайшее уважение за активную позицию
ППКС.
21.11.2008 в 00:49

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
perpetuum Kianit Это кто-то из церковного начальства со связями.
:yes:
21.11.2008 в 01:18

светит, но не греет
21.11.2008 в 01:24

Est modvs in rebvs
Вот. Хоть кто-то со мной согласен.
А то я сегодня поговорила на эту тему и поймала себя на мысли, что ,может, и правда ерунда, ну лишимся иконы, зато верующие порадуются...
21.11.2008 в 08:52

Панк (от англ.punk) - разумное, доброе, вечное (с)/ Ушел в Эребор
Kianit
странно, а мне показалось тут все с тобой, окромя меня, согласны)))))))))))
и откуда эт у тя могли мысли такие возникнуть, ума не приложу?)))
а верующие, они даааа, они ваще всякой фигне радуются, особенно дай им только что-то разрушить и поламать)))))))))))))
21.11.2008 в 10:37

Est modvs in rebvs
Шут обыкновенный
Так я не про дневник...
И, кстати, Левон Вазгеныч - верующий.
21.11.2008 в 10:45

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
Шут обыкновенный я твою точку зрения тоже разделяю, просто имхо все надо делать с умом. Если выставлять подобный раритет - то действуя со всеми мерами предосторожности, действительно создать идеальные условия (причем первыми опять же должны об этом думать те. кто заинтересован в ее публичности - т.е. церковники) - и пусть приходят, молятся, пусть икона живет. НО просто вытащить ее ради праздника, а потом сгрести остатки в урну - глупо и безответственно.
21.11.2008 в 10:47

Est modvs in rebvs
SunnyChild
Это, видимо, невозможно, я позже еще один репост сделаю.
21.11.2008 в 13:18

Панк (от англ.punk) - разумное, доброе, вечное (с)/ Ушел в Эребор
сходила на днев по первому посту, я не знаю, может человек и верующий, но я столько гадостей о церкви давно не читал.
Обидно, если верующий человек дает своими постами основания всем гадить на Церковь, Патриарха, и наши Святыни...грустно и неприятно.
А мне , как православной, грустно и неприятно троекратно. *хотя я забыла, что нынче у нас все верующие, во что угодно....склероз у меня.
Вот стояли храмы, были в них иконы до революции - и не умирали, и верующие молились.
А тут за 100 лет все в прах развеялось? А потому и развеялось - ибо "мерзость запустения на святом месте"!!! И будет рушиться, поверьте мне.
21.11.2008 в 13:35

Est modvs in rebvs
Шут обыкновенный
Мы просто говорим на разных языках.
Наша церковь - это вообще песня и сказка. Вера к религии отношение имеет весьма опосредованное. При том, что я лично знаю нескольких хороших священников, мне по жизни приходилось сталкиваться с чудовищнейшими мракобесами, которые умудрялись восстановить против себя целые приходы. А уж что касается нашего церковного начальства - ни для кого не секрет, где часть этих людей работала до того, как они, так сказать, стали церковными функционерами, нынче у нас все верующие, во что угодно - это как раз про них. Как организация, церковь - несмотря на наличие значительного количества достойных людей в ее рядах, была и будет мне глубоко неприятна.
А по поводу сохранности - я уже говорила. Как до революции, так и теперь. Со многими архитектурными памятниками и памятниками иконографии, не столь масштабными, можно уже попрощаться.