Est modvs in rebvs
Печальные новости из Третьяковской галереи
Ну, вот – можно считать, что давнишний самосвал выехал мне навстречу во всей своей красе. И поскольку проснуться никак не удастся, придется мне, наконец, обвязаться гранатами и выйти на тропу войны.
В принципе, я мог сделать это уже давно, поскольку давно уже был в курсе того, какой именно самосвал на нас надвигается. Удерживали меня от того, чтобы уйти в полный штопор, всего лишь несколько предрассудков, из которых главным была так называемая корпоративная этика – предполагающая, в частности, поддержку своих коллег, сопряженную с некоторым смирением, уважение к чужому мнению (предполагающее, что у всех у нас одна цель, к которой можно идти разными путями), терпимость, сдержанность и всяческое «невынесение сора из избы». Но после того, как в понедельник моё высокое начальство в лице директора и главного хранителя обломало эту этику об колено и попыталось манипулировать (без всякого, впрочем, успеха) группой людей, в десятки раз умнее, достойнее и благороднее него, я считаю себя свободным от всяких корпоративных обязательств – по крайней мере, перед Третьяковской галереей. И выхожу, как я уже сказал, на тропу войны.
Итак, речь идет о том, чтобы икона «Троица» преподобного Андрея Рублева была на три дня «отпущена» на праздничное богослужение на место своей прежней «прописки» - в Троице-Сергиеву лавру. Никаких официальных распоряжений (вроде приказа министра культуры) на этот счет пока не поступало, и в настоящее время мы имеем лишь кроткое письмо от Патриарха с трогательной просьбой уважить чувства верующих и с прибавлением какого-то невнятного лепета об ожидающих нас испытаниях, от которых сие мероприятие вроде бы должно нас оградить (это он про кризис, что ли?). При этом совершенно очевидно, что опытный функционер такого ранга никаких писем никому писать не стал бы, если бы не имел мощной поддержки «за спиной» и полной уверенности в успехе всего предприятия.
Про мощную поддержку начальство Третьяковской галереи, по-видимому, знало с самого начала – и, обливаясь холодным потом, кинулось, с одной стороны, заказывать супер-ящики для перевозки и хранения иконы, а, с другой – орать побелевшими от ужаса губами на всех, кто хотел на это что-то возразить. Главный и единственный аргумент галерейского начальства – «если вы сейчас будете рыпаться, то у вас её заберут навсегда и без всякого ящика» (от себя могу прибавить, что про «заберут навсегда» - это еще бабушка надвое сказала, а вот в том, что при малейшей попытке сопротивления это самое начальство мгновенно уволят – сомневаться не приходится).
Для тех, кто не понимает, о чем именно идет речь, – поясню. Речь идет о произведении со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности. О произведении, которое уже пережило несколько варварских поновлений и реставраций. О расходящихся досках, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений. О разновременных красочных слоях, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности – и, соответственно, раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом. О произведении, сохранить которое на более или менее длительное время можно только одним способом – НЕ ТРОГАТЬ и ДУТЬ ТЕПЛЫМ ВОЗДУХОМ СОХРАНЯТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ И ВЛАЖНОСТЬ.
Которое при этом – так уж исторически сложилось – является самым знаменитым памятником русского искусства и самым употребительным символом русской духовной культуры.
И если мы, беспрекословно повинуясь чьему-то идиотскому капризу, повезем эту икону за семьдесят километров туда и обратно, поместим в тесном соборе, где горят сотни свечей и где толпы благочестивых паломников кинуться к ней «прикладываться», гарантий ее сохранности никто дать не сможет. Никаких. В чем предполагаемый создатель «чудо-ящика» признался честно и нелицемерно всей потрясенной научной общественности.
К этому можно прибавить ещё одно немаловажное обстоятельство. Ставшее традиционным противостояние музеев и церкви в этой ситуации почти не при чем. Думаю, что большинство представителей РПЦ, понимают, что «Троицу» надо сохранить – хотя бы для следующего поколения (за исключением особо бессовестных и отвязных «идеологов», которые любят повторять, что она «сохранит себя сама»). И даже представители Лавры, которые присутствовали на нашем реставрационном совете, в конце концов, произнесли нечто вроде «ну, раз уж совсем невозможно, тогда, наверное, не надо...» (правда, в кулуарах, а не с трибуны).
Речь – повторяю! – о бессмысленном капризе того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем «исторической справедливости». И имеет неограниченные возможности для удовлетворения своих капризов. А еще – о трусливом и преступном галерейском начальстве, которое не готово защитить то сокровище, которое, волею судеб, оказалось в его распоряжении.
Чего я хочу от вас в связи с этим, друзья мои?
Во-первых, я хочу, чтобы вы об этом знали.
Во-вторых, я хочу, чтоб об это знало как можно большее количество людей – чтобы если это преступление и будет совершено, его бы не совершили «тихо» и «незаметно». Поэтому я вас очень прошу дать на этот текст как можно больше ссылок – от троллей я отобьюсь – не в первый раз, в конце концов.
И, наконец, я обращаюсь к не трусливым и не ангажированным представителям средств массовой информации (такие ведь у нас ещё остались, правда?). Я готов ответить на ЛЮБЫЕ ваши вопросы и дать любые интервью любым изданиям, которые в них заинтересованы.
Старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ
Левон Нерсесян
(Источник: users.livejournal.com/_corso_/135956.html?view=...)
И еще пост, который мне понравился
А вы думали, про что я?
Конечно, про Троицу.
читать дальше
Ну, вот – можно считать, что давнишний самосвал выехал мне навстречу во всей своей красе. И поскольку проснуться никак не удастся, придется мне, наконец, обвязаться гранатами и выйти на тропу войны.
В принципе, я мог сделать это уже давно, поскольку давно уже был в курсе того, какой именно самосвал на нас надвигается. Удерживали меня от того, чтобы уйти в полный штопор, всего лишь несколько предрассудков, из которых главным была так называемая корпоративная этика – предполагающая, в частности, поддержку своих коллег, сопряженную с некоторым смирением, уважение к чужому мнению (предполагающее, что у всех у нас одна цель, к которой можно идти разными путями), терпимость, сдержанность и всяческое «невынесение сора из избы». Но после того, как в понедельник моё высокое начальство в лице директора и главного хранителя обломало эту этику об колено и попыталось манипулировать (без всякого, впрочем, успеха) группой людей, в десятки раз умнее, достойнее и благороднее него, я считаю себя свободным от всяких корпоративных обязательств – по крайней мере, перед Третьяковской галереей. И выхожу, как я уже сказал, на тропу войны.
Итак, речь идет о том, чтобы икона «Троица» преподобного Андрея Рублева была на три дня «отпущена» на праздничное богослужение на место своей прежней «прописки» - в Троице-Сергиеву лавру. Никаких официальных распоряжений (вроде приказа министра культуры) на этот счет пока не поступало, и в настоящее время мы имеем лишь кроткое письмо от Патриарха с трогательной просьбой уважить чувства верующих и с прибавлением какого-то невнятного лепета об ожидающих нас испытаниях, от которых сие мероприятие вроде бы должно нас оградить (это он про кризис, что ли?). При этом совершенно очевидно, что опытный функционер такого ранга никаких писем никому писать не стал бы, если бы не имел мощной поддержки «за спиной» и полной уверенности в успехе всего предприятия.
Про мощную поддержку начальство Третьяковской галереи, по-видимому, знало с самого начала – и, обливаясь холодным потом, кинулось, с одной стороны, заказывать супер-ящики для перевозки и хранения иконы, а, с другой – орать побелевшими от ужаса губами на всех, кто хотел на это что-то возразить. Главный и единственный аргумент галерейского начальства – «если вы сейчас будете рыпаться, то у вас её заберут навсегда и без всякого ящика» (от себя могу прибавить, что про «заберут навсегда» - это еще бабушка надвое сказала, а вот в том, что при малейшей попытке сопротивления это самое начальство мгновенно уволят – сомневаться не приходится).
Для тех, кто не понимает, о чем именно идет речь, – поясню. Речь идет о произведении со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности. О произведении, которое уже пережило несколько варварских поновлений и реставраций. О расходящихся досках, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений. О разновременных красочных слоях, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности – и, соответственно, раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом. О произведении, сохранить которое на более или менее длительное время можно только одним способом – НЕ ТРОГАТЬ и ДУТЬ ТЕПЛЫМ ВОЗДУХОМ СОХРАНЯТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ И ВЛАЖНОСТЬ.
Которое при этом – так уж исторически сложилось – является самым знаменитым памятником русского искусства и самым употребительным символом русской духовной культуры.
И если мы, беспрекословно повинуясь чьему-то идиотскому капризу, повезем эту икону за семьдесят километров туда и обратно, поместим в тесном соборе, где горят сотни свечей и где толпы благочестивых паломников кинуться к ней «прикладываться», гарантий ее сохранности никто дать не сможет. Никаких. В чем предполагаемый создатель «чудо-ящика» признался честно и нелицемерно всей потрясенной научной общественности.
К этому можно прибавить ещё одно немаловажное обстоятельство. Ставшее традиционным противостояние музеев и церкви в этой ситуации почти не при чем. Думаю, что большинство представителей РПЦ, понимают, что «Троицу» надо сохранить – хотя бы для следующего поколения (за исключением особо бессовестных и отвязных «идеологов», которые любят повторять, что она «сохранит себя сама»). И даже представители Лавры, которые присутствовали на нашем реставрационном совете, в конце концов, произнесли нечто вроде «ну, раз уж совсем невозможно, тогда, наверное, не надо...» (правда, в кулуарах, а не с трибуны).
Речь – повторяю! – о бессмысленном капризе того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем «исторической справедливости». И имеет неограниченные возможности для удовлетворения своих капризов. А еще – о трусливом и преступном галерейском начальстве, которое не готово защитить то сокровище, которое, волею судеб, оказалось в его распоряжении.
Чего я хочу от вас в связи с этим, друзья мои?
Во-первых, я хочу, чтобы вы об этом знали.
Во-вторых, я хочу, чтоб об это знало как можно большее количество людей – чтобы если это преступление и будет совершено, его бы не совершили «тихо» и «незаметно». Поэтому я вас очень прошу дать на этот текст как можно больше ссылок – от троллей я отобьюсь – не в первый раз, в конце концов.
И, наконец, я обращаюсь к не трусливым и не ангажированным представителям средств массовой информации (такие ведь у нас ещё остались, правда?). Я готов ответить на ЛЮБЫЕ ваши вопросы и дать любые интервью любым изданиям, которые в них заинтересованы.
Старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ
Левон Нерсесян
(Источник: users.livejournal.com/_corso_/135956.html?view=...)
И еще пост, который мне понравился
А вы думали, про что я?
Конечно, про Троицу.
читать дальше
Ужасно жалко икону, я не могу сказать. что я фанатичный христианин, но я крещеная и для меня это все же что-то значит
и даже если воспринимать Троицу только как ценный музейный экспонат.. елки палки, ну это же наша история.. нельзя вот так - раз - и не думая гробить все(
но имею собственное мнение на сей счет....вооот...просто не хочу его обсуждать, ибо оно не измениться , а доказывать свои убеждения я не люблю))
я просто считаю, что икона живет молитвой. Если перед иконой не молятся, она умирает. Я верю в чудеса, я верю, что Господь не попустит гибели иконы, вооот. Это для своих))
*После этого Шут занял Мега-оборонительную позу, если будут кидать тапками - я тоже чем нить кину...тяжелым.
Я уважаю твою позицию, только почему же Господь допустил гибель стольких других бесценных икон?
А если уж вспомнить период иконоборчества в Византии... И костры из священных изображений.
Булгаков писал, что "рукописи не горят". Вранье это, горят, и еще как. И рукописи, и картины, и скульпутры, и фрески - руки человека могут уничтожить все. История нам это демонстрирует со всей очевидностью.
я не спорю на сию тему,...я это написал выше, потому ко мне фактами из периода иконоборчества, с которыми я знаком прекрасно, бесполезно взывать. Я сказал мнение и точка, именно потому как я ожидал,что последует за его высказыванием, хотел промолчать, да бес попутал.
посему откланиваюсь нижайше. Ваш Шут
Мне бы тоже хотелось в это верить.. Но боюсь, реальность такова, что Троица уже просто разваливается.
А чудес что-то последнее время в мире не наблюдается..
по-моему, это квинтэссенция нашей обычной безответственности. никак себя не изживет.
что икона при этом выживет - как-то не верится..
А вообще раздражает самоуверенность инициаторов действа, из серии "А давайте Пьету поставим на улице, чтобы люди к искусству приобщались!". Если бы обличенные саном лица действительно заботились об иконе, то сами в первую очережь занимались бы ящиками и иными мерами предосторожности. А не спихивали это на музейных работников, зажав их во временнЫе рамки.
ИМХО.
Если бы обличенные саном лица действительно заботились об иконе, то сами в первую очережь занимались бы ящиками и иными мерами предосторожности.
имхо, в каком бы ящике ее не понесли - и пусть даже в руках - все равно повреждения неизбежны, раз она в таком состоянии.
Я больше говорю об отношении. Насколько священникам должно быть все равно, чтобы не озаботиться даже такой попыткой, имитацией попытки хоть что-то сделать?(
Я надеюсь, что ее все-таки никуда не увезут. На самом деле, я согласна полностью, что на иконы нужно молиться, в этом их предназначение. Но только не в том случае, когда бесценная икона разваливается на части. Поместили бы ее действительно в храм при Третьяковке. Хотя там, возможно, условия не те. Да и вообще храм... очень пафосный.
SunnyChild
Если бы они заботились о ее сохранности, как и о сохранности многих других произведений искусства (это ведь не единственный случай, просто на этот раз речь идет о всемирно известной иконе), то они бы ее не трогали. И многие, кстати, прекрасно это понимают, в том числе мои знакомы священники, например.
это да..
Kianit
ну, может быть, если бы были созданы постоянные идеальные для нее условия в каком-то из храмов..
...В порядке рассуждения...
Не понимаю, чего они хотят добиться, вытаскивая Троицу в храм? Что это реально даст?
Да, но это нереально, к сожалению. А многие из таких возвращенных церкви святынь, не такого масштаба, как Троица, так и продолжают мирно разрушаться из-за отсутствия надлежащих условий. Очень жаль.
SunnyChild
Да можно, конечно, хотя в подвале Третьяковке молиться не очень удобно - но я видела там таких людей неоднократно.
Духовный подъем это даст и общий катарсис, видимо. И кому-то из церковных функционеров лишний плюсик.
"рукописи не горят". Вранье это, горят, и еще как. И рукописи, и картины, и скульпутры, и фрески - руки человека могут уничтожить все.
Подпишусь под каждым словом!
Я понимаю, что не с моей родословной вставать на защиту русских православных святынь, но для меня это в первую очередь произведение искусства, которое я планирую когда-нибудь показать моим внукам.
И ещё: надеюсь ответственные товарищи отдают себе отчёт в том, какую невероятную материальную ценность представляет собой эта икона? В рублях, долларах и даже тугриках. И что обеспечить её безопасность в процессе транспортировки и там в Лавре в условиях российской действительности практически невозможно.
И согласна с SunnyChild, верующему человеку должно быть всё равно, где молиться на любимую икону, но "прикладываться" - это уже из области особенностей национального вероисповедания.
На самом деле, я не специалист в хранении и реставрации музейных ценностей. Но я доверю Левону Вазгеновичу в этом плане - если он говорит, что икону нельзя переправить в сохранности, значит, так оно и есть. Не стал бы человек рисковать своим именем и работой, чтобы просто поднять панику.
Конечно, к самой иконе прикладываться никто не будет, но даже если к стеклянному ящику... Короче, неясна мне ситуация, когда даже многие верующие и священники говорят, что икону трогать не стоит, кто-то все равно готов настоять на своем. Какой же бред.
мне кажется, что здесь дело не в святости иконы, и даже не в том, чтобы вернуть ее в храм. Просто кто-то (не будем тыкать пальцами) хочет самоутвердиться и показать свою власть, мол захочу - и оригинал Троицы из подвала вытащат и привезут! вот так вот. имхо. иначе не понимаю зачем.
Просто кто-то (не будем тыкать пальцами)
Ой, ткните пожалуйста пальцем, сами мы не местные. Или кивните два раза смайликом, если это ваш президент такой набожный. :о) Больше мне никто, облачённый достаточной для такой акции властью, в голову не приходит.
Kianit
Господину Нерсесяну - моё глубочайшее уважение за активную позицию, за то, что несмотря ни на что, ему не всё равно, что станет с одним из его экспонатов.
Я не знаю, о ком конкретно идет речь... Это кто-то из церковного начальства со связями.
Господину Нерсесяну - моё глубочайшее уважение за активную позицию
ППКС.
SunnyChild
:о)
А то я сегодня поговорила на эту тему и поймала себя на мысли, что ,может, и правда ерунда, ну лишимся иконы, зато верующие порадуются...
странно, а мне показалось тут все с тобой, окромя меня, согласны)))))))))))
и откуда эт у тя могли мысли такие возникнуть, ума не приложу?)))
а верующие, они даааа, они ваще всякой фигне радуются, особенно дай им только что-то разрушить и поламать)))))))))))))
Так я не про дневник...
И, кстати, Левон Вазгеныч - верующий.
Это, видимо, невозможно, я позже еще один репост сделаю.
Обидно, если верующий человек дает своими постами основания всем гадить на Церковь, Патриарха, и наши Святыни...грустно и неприятно.
А мне , как православной, грустно и неприятно троекратно. *хотя я забыла, что нынче у нас все верующие, во что угодно....склероз у меня.
Вот стояли храмы, были в них иконы до революции - и не умирали, и верующие молились.
А тут за 100 лет все в прах развеялось? А потому и развеялось - ибо "мерзость запустения на святом месте"!!! И будет рушиться, поверьте мне.
Мы просто говорим на разных языках.
Наша церковь - это вообще песня и сказка. Вера к религии отношение имеет весьма опосредованное. При том, что я лично знаю нескольких хороших священников, мне по жизни приходилось сталкиваться с чудовищнейшими мракобесами, которые умудрялись восстановить против себя целые приходы. А уж что касается нашего церковного начальства - ни для кого не секрет, где часть этих людей работала до того, как они, так сказать, стали церковными функционерами, нынче у нас все верующие, во что угодно - это как раз про них. Как организация, церковь - несмотря на наличие значительного количества достойных людей в ее рядах, была и будет мне глубоко неприятна.
А по поводу сохранности - я уже говорила. Как до революции, так и теперь. Со многими архитектурными памятниками и памятниками иконографии, не столь масштабными, можно уже попрощаться.