Est modvs in rebvs
Печальные новости из Третьяковской галереи
Ну, вот – можно считать, что давнишний самосвал выехал мне навстречу во всей своей красе. И поскольку проснуться никак не удастся, придется мне, наконец, обвязаться гранатами и выйти на тропу войны.
В принципе, я мог сделать это уже давно, поскольку давно уже был в курсе того, какой именно самосвал на нас надвигается. Удерживали меня от того, чтобы уйти в полный штопор, всего лишь несколько предрассудков, из которых главным была так называемая корпоративная этика – предполагающая, в частности, поддержку своих коллег, сопряженную с некоторым смирением, уважение к чужому мнению (предполагающее, что у всех у нас одна цель, к которой можно идти разными путями), терпимость, сдержанность и всяческое «невынесение сора из избы». Но после того, как в понедельник моё высокое начальство в лице директора и главного хранителя обломало эту этику об колено и попыталось манипулировать (без всякого, впрочем, успеха) группой людей, в десятки раз умнее, достойнее и благороднее него, я считаю себя свободным от всяких корпоративных обязательств – по крайней мере, перед Третьяковской галереей. И выхожу, как я уже сказал, на тропу войны.
Итак, речь идет о том, чтобы икона «Троица» преподобного Андрея Рублева была на три дня «отпущена» на праздничное богослужение на место своей прежней «прописки» - в Троице-Сергиеву лавру. Никаких официальных распоряжений (вроде приказа министра культуры) на этот счет пока не поступало, и в настоящее время мы имеем лишь кроткое письмо от Патриарха с трогательной просьбой уважить чувства верующих и с прибавлением какого-то невнятного лепета об ожидающих нас испытаниях, от которых сие мероприятие вроде бы должно нас оградить (это он про кризис, что ли?). При этом совершенно очевидно, что опытный функционер такого ранга никаких писем никому писать не стал бы, если бы не имел мощной поддержки «за спиной» и полной уверенности в успехе всего предприятия.
Про мощную поддержку начальство Третьяковской галереи, по-видимому, знало с самого начала – и, обливаясь холодным потом, кинулось, с одной стороны, заказывать супер-ящики для перевозки и хранения иконы, а, с другой – орать побелевшими от ужаса губами на всех, кто хотел на это что-то возразить. Главный и единственный аргумент галерейского начальства – «если вы сейчас будете рыпаться, то у вас её заберут навсегда и без всякого ящика» (от себя могу прибавить, что про «заберут навсегда» - это еще бабушка надвое сказала, а вот в том, что при малейшей попытке сопротивления это самое начальство мгновенно уволят – сомневаться не приходится).
Для тех, кто не понимает, о чем именно идет речь, – поясню. Речь идет о произведении со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности. О произведении, которое уже пережило несколько варварских поновлений и реставраций. О расходящихся досках, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений. О разновременных красочных слоях, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности – и, соответственно, раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом. О произведении, сохранить которое на более или менее длительное время можно только одним способом – НЕ ТРОГАТЬ и ДУТЬ ТЕПЛЫМ ВОЗДУХОМ СОХРАНЯТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ И ВЛАЖНОСТЬ.
Которое при этом – так уж исторически сложилось – является самым знаменитым памятником русского искусства и самым употребительным символом русской духовной культуры.
И если мы, беспрекословно повинуясь чьему-то идиотскому капризу, повезем эту икону за семьдесят километров туда и обратно, поместим в тесном соборе, где горят сотни свечей и где толпы благочестивых паломников кинуться к ней «прикладываться», гарантий ее сохранности никто дать не сможет. Никаких. В чем предполагаемый создатель «чудо-ящика» признался честно и нелицемерно всей потрясенной научной общественности.
К этому можно прибавить ещё одно немаловажное обстоятельство. Ставшее традиционным противостояние музеев и церкви в этой ситуации почти не при чем. Думаю, что большинство представителей РПЦ, понимают, что «Троицу» надо сохранить – хотя бы для следующего поколения (за исключением особо бессовестных и отвязных «идеологов», которые любят повторять, что она «сохранит себя сама»). И даже представители Лавры, которые присутствовали на нашем реставрационном совете, в конце концов, произнесли нечто вроде «ну, раз уж совсем невозможно, тогда, наверное, не надо...» (правда, в кулуарах, а не с трибуны).
Речь – повторяю! – о бессмысленном капризе того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем «исторической справедливости». И имеет неограниченные возможности для удовлетворения своих капризов. А еще – о трусливом и преступном галерейском начальстве, которое не готово защитить то сокровище, которое, волею судеб, оказалось в его распоряжении.
Чего я хочу от вас в связи с этим, друзья мои?
Во-первых, я хочу, чтобы вы об этом знали.
Во-вторых, я хочу, чтоб об это знало как можно большее количество людей – чтобы если это преступление и будет совершено, его бы не совершили «тихо» и «незаметно». Поэтому я вас очень прошу дать на этот текст как можно больше ссылок – от троллей я отобьюсь – не в первый раз, в конце концов.
И, наконец, я обращаюсь к не трусливым и не ангажированным представителям средств массовой информации (такие ведь у нас ещё остались, правда?). Я готов ответить на ЛЮБЫЕ ваши вопросы и дать любые интервью любым изданиям, которые в них заинтересованы.
Старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ
Левон Нерсесян
(Источник: users.livejournal.com/_corso_/135956.html?view=...)

И еще пост, который мне понравился

А вы думали, про что я?
Конечно, про Троицу.


читать дальше

Комментарии
21.11.2008 в 13:53

Панк (от англ.punk) - разумное, доброе, вечное (с)/ Ушел в Эребор
Kianit
да, я говорю с точки зрения Церкви и Веры (ну , может я тута погорячилась слегка так себя красиво примазав), но мое ИМХО - Вера и Церковь не отделимы. Для тебя это опосредованная связь - для меня прямая и живая. Для тебя Икона - лишь картина, для меня Святыня!...это 3 разные вещи. И, пожалуйста, хватит оскорблять церковное духовенство - когда я говорила о вере во что угодно - я имела ввиду именно вот такие вещи: Бог везде, Бог един, все церкви ерунда...это как в поговорке" когда у тебя много любовников, значит нет ни одного", вот и тут , когда ты веришь в многое, значит ты не веришь НИ ВО ЧТО. И это НИЧТО ты продашь за другое НИЧТО не дрогнувшей рукой. (в данном случае "ты" - это не к тебе конкретно, это некое обобщение).
Тебе неприятна Церковь? А мне НЕПРИЯТНЫ вот такие фразы. И это ты сказала, как я понимаю еще вежливо, ибо радеющие о "спасении иконы", те не церемонятся. Там цитаты одна другой круче приводить можно.
21.11.2008 в 14:03

Est modvs in rebvs
Шут обыкновенный
Я пишу лишь о том, чему была свидетелем сама. Я не оскорбляю церковное духовенство - я факты констатирую в данном случае. Что же делать, если они говорят не в его пользу? Как, скажи мне, я должна относиться к человеку, который купил себе сан за деньги и превратил храм в торговую лавку, - так же, как и к человеку, который (и семья которого) всю жизнь положил на то, чтобы людям помогать? Одинаково? Что, принятый сан автоматически делает делает человека безгрешным?
Кстати, своими словами ты только что оскорбила массу людей, которые именно по ряду этих причин в церковь не ходят, хотя являются глубоко верующими людьми. И, кстати, ты очень категорично берешься судить таких людей - "когда у тебя много любовников, значит нет ни одного". В твоих словах содержится гораздо большей оскорблений, чем в моих, хотя и не в мой адрес.
21.11.2008 в 14:42

Панк (от англ.punk) - разумное, доброе, вечное (с)/ Ушел в Эребор
Kianit
мне надо раскаятсо))))?...гыгы
*Шут снял колпак и взялсо в него шмаркатсо....ну ты поняла как мне стыдно????)))))...никак, прости)))
21.11.2008 в 14:51

Est modvs in rebvs
Шут обыкновенный
Вот видишь, как Киуран нехорошо на этом аватаре глазом зыркает? Это я к чему? Да к тому, что это только кажется, что крестовые походы - это наше прошлое))))
21.11.2008 в 14:55

Панк (от англ.punk) - разумное, доброе, вечное (с)/ Ушел в Эребор
Kianit
а это не мое прошлое))))не нада нас, православных, совать в католические походы)))
И кстати первые христиане с язычеством не мирились, они за свою веру на смерть шли...Вот так то, я убивать никого не буду, поверь мне, настоящий христианин такого не сделает. Но и молчать , коды Веру мою попирают язычники, не стану, и стыдитсо этого не буду))))...вот
21.11.2008 в 15:01

Est modvs in rebvs
Шут обыкновенный
Ну, в истории православия тоже много отрадных страниц. И, между прочим, ты только что назвала себя христианином, стало быть объединила со всеми остальными христианскими конфессиями. Или они - не христиане?
Кстати, язычники тоже шли на смерть за свою веру. И... язычники-то тут при чем?о_О
21.11.2008 в 15:16

Панк (от англ.punk) - разумное, доброе, вечное (с)/ Ушел в Эребор
Kianit
я себя назвала христианином...гм...а кем мне надо было ся назвать то???)))или православные не христиане))))))))))))))))?????
а причем язычник - ну если человек верит в НЕЧТО...он кто???....ну я как то обобщила может...для красного словца)))ну как то их же надо называть то, не глубоко ж верующими?)Правда, если не понимать под словом "глубоковерующие" - людей , которые верят так глубоко, шо сразу не видно)))
21.11.2008 в 15:27

Est modvs in rebvs
Шут обыкновенный
Вообще, как известно, православие - синкретическая религия, наше славянское язычество вошло в нее практически полностью. А уж народное православие - вообще язычество чистой воды. В поклонении иконам можно вообще усмотреть поклонение кумиру, как это и бывало в истории. Хотя с идеей прообраза я знакома. Одно другому не мешает.
Лично у меня нет других критериев оценки человека, кроме того как он ведет себя в жизни и какие поступки совершает. И мой добрый знакомый, отец Иоанн, говорил, что я гораздо больше православная и христианка, чем многие из его прихожан, а неверие - это моя личная беда и временно. Это я к слову, мне самой сложно судить. Когда я вижу, что слова человека напрямую расходятся с догматами и постулатами его веры - мне это странно. Я не знаю, как назвать такого человека. Он верующий? А в чем его вера выражается? В соблюдении ряда обрядов? Так ли это важно перед лицом Господа - или поступки, которые этот человек совершает? Очень легко причислить себя к числу верующих. Гораздо сложнее им быть.
21.11.2008 в 15:48

Панк (от англ.punk) - разумное, доброе, вечное (с)/ Ушел в Эребор
Kianit
Когда я вижу, что слова человека напрямую расходятся с догматами и постулатами его веры - мне это странно
эт про меня?)))
до я такой...я гадкий и противный, и ваще мне не стыдно. А ты думала, тут святые собрались????...нэээд...тут все грешники.
Ну я так поняла эт заодно и ко всей нашей Церкви...оень приятно, очень...в хорошей я компании)

Слушай, а кто тогда для тебя христиане?)))))....мне так для конспекту ...*шут сел записывать за великими.
21.11.2008 в 15:58

Est modvs in rebvs
Шут обыкновенный
Нет, это я не про тебя. Для того чтобы делать выводы о твоих делах, я тебя слишком мало знаю.
Я не отношусь к великим людям, так что, видимо, мое мнение не будет слишком интересным.
21.11.2008 в 15:59

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
...а мы сначала как бы обсуждали сохранение культурного наследия в виде раритетной иконы...
21.11.2008 в 16:01

Est modvs in rebvs
SunnyChild
А это вещи глубоко взаимосвязанные, в том-то и дело. Ибо речь идет о предмете культа, а не просто о картине.
21.11.2008 в 16:08

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
я скромно предлагаю вернуться к возможным вариантам решения вопроса, и подумать, какой вариант устроил бы и глубоко верующих людей, стремящихся молиться на икону, и музейных работников, стремящихся сохранить ее в целости. вдруг нам удастся найти выход?
21.11.2008 в 16:14

Est modvs in rebvs
SunnyChild
Ты читала мой следующий пост?
Не удастся выход найти. Нет его.
21.11.2008 в 16:21

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
Kianit не верю в безвыходные ситуации :pozit: имхо нужно просто постараться. Если смотреть реально - сейчас икона находится в музее, в подвале. Т.е. не в открытой экспозиции? Или как? Как она там хранится? Что там создает нормальные для хранения условия? Она чем-то защищена, спец. упаковка, или там особый подвал? Насколько я поняла, для сохранности нужна ее неподвижность - тогда вопрос, доступно ли осторожное перемещение (на руках), или состояние вообще не позволяет ее трогать?
21.11.2008 в 16:24

Est modvs in rebvs
SunnyChild
Ты читала мой следующий репост? Там все написано.
А подвал доступен, конечно, там постоянная экспозиция икон.
21.11.2008 в 16:30

Меня окружали милые, приветливые люди, медленно сжимая кольцо... (с)
Kianit только сейчас поняла о каком ты посте. я воспринимаю "следующий пост" как ссылку на один из коментов.
21.11.2008 в 16:31

Est modvs in rebvs
SunnyChild
А, понятно.